ФЭНДОМ

Шаблон:Однофамильцы Шаблон:Однофамильцы Шаблон:Кинематографист

Ву́пи Го́лдберг (англ. Whoopi Goldberg); настоящее имя — Кэ́рин Эле́йн Джо́нсон (англ. Caryn Elaine Johnson; род. 13 ноября 1955, Манхэттен, Нью-Йорк, США) — американская актриса театра и кино, продюсер, сценарист, телеведущая, посол доброй воли ЮНИСЕФ.

Одна из немногих знаменитостей, удостоенная четырёх главных американских престижных наград: «Оскар», «Грэмми», «Эмми» и «Тони». В её копилке наград также имеются два «Золотых глобуса», BAFTA и Звезда на Аллее славы. Одна из самых ярких голливудских звёзд 1980—1990-х годов.

Детство и юность

Кэрин Элайн Джонсон родилась 13 ноября 1955 года в нью-йоркском, преимущественно эмигрантском, районе Челси, в бедной семье. Мать Вупи, Эмма (ум. 2010), работала медсестрой и учительницей; отец — Роберт Джеймс Джонсон-младший (1930—1993) был священником[1].

Прозвище «Вупи» (от англ. «whoopee cushion» — «подушка-пердушка»), которое она впоследствии сделала своим актёрским псевдонимом, Кэрин получила в детстве. Она говорила: «Если тебя пучит, необходимо выпустить газы. Потому люди мне говорили: „Ты как подушка-пердушка“. Так появилось моё имя»[2][3]. По предложению матери Кэрин взяла себе псевдоним Голдберг: фамилия Джонсон «недостаточно еврейская, чтобы сделать её звездой»[4].

С восьми лет начала выступать в экспериментальном детском театре Элен Рубенстайн, где приобрела первый опыт выступления на сцене и единственные в своей жизни уроки актёрского мастерства. Педагоги высоко ценили рано проявившийся талант девочки.

Полноценного общего образования Кэрин не получила: она несколько лет числилась среди отстающих, а затем была вынуждена бросить школу из-за сложностей с овладением чтением и письмом — дислексии[5].

В конце 1960-х годов Кэрин примкнула к движению хиппи. Она ушла из дома, чтобы жить в коммуне, где пристрастилась к марихуане, а позднее — и к более тяжёлым наркотикам[6]. Долгое время нигде не работала, существовала на пособие по безработице. Она не раз пыталась избавиться от наркотической зависимости, но всё было безуспешно, до её встречи в начале 1970-х с Элвином Мартином, активистом организации «Против наркотиков». Элвин убедил её в необходимости изменить свою жизнь, помог бросить наркотики. Вскоре они поженились, спустя год у Кэрин родилась дочь Александра.

Кэрин работала ночным сторожем, укладывала кирпичи, гримировала покойников в морге, пока, наконец, в 1974 году, через одно из театральных агентств ей удалось найти актёрскую вакансию в новом театре города Сан-Диего. Элвин отказался покидать Нью-Йорк, и им пришлось расстаться; вместе с дочерью Кэрин перебралась на западное побережье Америки.

Карьера

Театр

Файл:Whoopi Goldberg Cannes 1992.jpg

Свою театральную карьеру она начала уже под псевдонимом Вупи Голдберг. В Сан-Диего она участвовала в создании городского театра «Репертори тиэтр», затем перешла в «Блэк стрит тиэтр» (Сан-Франциско). Играла и в нескольких любительских труппах.

Одной из первых её работ стала главная роль в пьесе «Мамаша Кураж». После того как в один из вечеров Вупи пришлось одновременно с исполнением главной роли подменять ещё и одного из заболевших актёров, у неё появилась идея моноспектакля, в котором она сама исполняла бы шесть ролей — от нищенки до миллионерши.

Этот проект, реализованный в 1983 году, получил название «Шоу привидений» и имел большой успех. С ним Вупи гастролировала не только по Америке, но также в Канаде и Европе. Спектакль был замечен режиссёром Майком Николсом, который в 1984 году помог Вупи организовать выступление на Бродвее. Здесь она получила приглашение в ряд постановок, в частности, принимала участие в мюзикле «Иисус Христос — суперзвезда».

В последующие годы работа в кино практически не оставила ей времени для театра, однако известно о нескольких её работах, в частности, она играет в мелодраме «Любовные письма» в дуэте с Т. Далтоном.

Кино

Файл:Whoopi Goldberg graumans.jpg

В 1985 году, услышав о подготовке к экранизации эпического романа Элис Уокер «Цветы лиловые полей» (который называли афро-американским аналогом «Унесённых ветром»), Вупи отправила писательнице письмо с просьбой пригласить её сниматься в этом фильме. Элис Уокер, уже знакомая с театральными работами Вупи, обратилась к режиссёру Стивену Спилбергу с этим предложением, и актриса получила главную роль Селии Джонсон, чёрной американки, духовно эволюционирующей на протяжении повествования от забитой домохозяйки до самостоятельно мыслящей решительной женщины. Яркий кинодебют Вупи Голдберг был отмечен наградой «Золотой глобус» и номинацией на «Оскара».

Начав с глубоко драматической роли, Вупи Голдберг продолжила свою карьеру в кино преимущественно в развлекательных жанрах: комедии, криминальные комедии, детективы, сериалы, фантастика. Среди наиболее известных фильмов с её участием — «Джек-Попрыгун», «Воровка», «Роковая красотка», «Действуй, сестра», «Привидение», «Рыцарь Камелота» и т. п. За ней закрепилось амплуа обаятельного и эксцентричного персонажа, независимой женщины, плюющей на любые условности, чему в немалой степени способствовал культивируемый ею собственный повседневный образ.

Впрочем, широко известны и её драматические киноработы, например, в таких лентах как «Призраки Миссисипи», «Долгий путь домой», в фильме Андрея Кончаловского «Гомер и Эдди», получивший Гран-при на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.

В 1991 году Вупи Голдберг получила награды «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA за роль второго плана — экстрасенса Оды Мэй Браун в фильме Джерри Цукера «Привидение». На Каннском кинофестивале 1992 года большой интерес вызвали фильмы «Серафина», где Вупи Голдберг играла главную роль, и «Игрок» Роберта Олтмена — жёсткая сатира на голливудские нравы.

Вупи Голдберг также принимала участие в озвучивании мультфильмов, читала дикторский текст в неигровом кино. Снялась в музыкальном клипе Майкла Джексона «Liberian Girl».

Файл:Whoopi Goldberg New York City No on Proposition 8 protest.jpg

Телевидение

Одновременно с работой в кино Вупи Голдберг завоёвывает и телевидение. Она несколько лет была постоянной участницей юмористического шоу «Комическая помощь», вела авторское ток-шоу.

Несколько сезонов снималась в фантастическом телесериале «Звёздный путь», в некоторых других сериалах появлялась в качестве приглашенного гостя (Детективное агентство «Лунный свет», 2-й сезон 18-я серия).

В 1994 году Вупи Голдберг дебютировала в качестве ведущей церемонии вручения премий «Оскар»; с тех пор она имеет грандиозный успех в качестве ведущей различных церемоний.

Личная жизнь, взгляды и убеждения

Вупи Голдберг трижды была замужем: за Элвином Мартином, отцом её единственной дочери Александры (1970-е годы)[7][8], за фотографом Дэвидом Кассеном (1988—1990)[8][9] и за бизнесменом Майклом Трахтенбергом (1994—1995)[8]. Также ей приписывают несколько фактических браков и романов, главным образом с голливудскими актёрами и другими кинодеятелями: Фрэнк Ланджелла[10], Тед Денсон[11], Тимоти Далтон, Эдди Голд.

Актриса впервые стала бабушкой в 34 года, когда её дочь Александра в 16-летнем возрасте родила девочку Амару. Также, кроме Амары, имеет ещё двоих внуков[12].

Голдберг не скрывает своих радикальных социальных взглядов, открыто критикует консервативные действия администрации США и Республиканской партии, выступая за равенство культур и религий, легализацию однополых браков. В 1998 году она издала книгу под названием «Книга», где в присущей ей эксцентричной манере высмеивает ханжество современного общества, скрывающееся под маской политкорректности.

Фильмография

Шаблон:Основная статья

Библиография

Детские книги

  • Goldberg, Whoopi (2006). Whoopi’s Big Book of Manners.
  • Голдберг, Вупи (2008). Орден Феи Драже #1: Удивительная история одной феи. М: Карьера Пресс
  • Голдберг, Вупи (2009). Орден Феи Драже #2: Трагедия с туфлями. М: Карьера Пресс
  • Голдберг, Вупи (2010). Орден Феи Драже #3: Само совершенство. М: Карьера Пресс
  • Goldberg, Whoopi (October 2010). Sugar Plum Ballerinas #4: Terrible Terrel.
  • Goldberg, Whoopi (March 2011). Sugar Plum Ballerinas #5: CATastrophe.
  • Goldberg, Whoopi (October 2012). Sugar Plum Ballerinas: Dancing Divas.

Нон-фикшн

  • Goldberg, Whoopi (1992). Alice.
  • Goldberg, Whoopi (1997). Book.
  • Goldberg, Whoopi (October 2010). Is It Just Me? Or Is It Nuts Out There?.
  • Goldberg, Whoopi (October 2015). Whoopi’s Big Book of Relationships: If Someone Says "You Complete Me, " RUN!.

Премии и награды

Награды

  • 1986 — Премия «Золотой глобус» — лучшая женская роль в драме, за фильм «Цветы лиловые полей»
  • 1991 — Премия «Оскар» — лучшая женская роль второго плана, за фильм «Привидение»
  • 1991 — Премия «Золотой глобус» — лучшая женская роль второго плана, за фильм «Привидение»
  • 1991 — Премия BAFTA — лучшая женская роль второго плана, за фильм «Привидение».

Номинации

  • 1986 — Премия «Оскар» — лучшая женская роль, за фильм «Цветы лиловые полей».
  • 1993 — Премия «Золотой глобус» — лучшая женская роль в комедии или мюзикле, за фильм «Действуй, сестра»

Примечания

Ссылки

Шаблон:Навигация Шаблон:Внешние ссылки

Шаблон:Навигационный блок2