ФЭНДОМ

Шаблон:Однофамильцы Шаблон:Кинематографист

Ване́сса Ре́дгрейв (англ. Vanessa Redgrave; род. 30 января 1937) — британская актриса, лауреат премии «Оскар» 1978 года.

Биография

Кинокарьера

Родилась 30 января 1937 года в Лондоне в семье актёра Майкла Редгрейва и актрисы Рэйчел Кемпсон. В детстве посещала балетную школу Рамбер в Лондоне[1].

В 1954 году поступила в Королевскую школу драматического искусства и сценической речи. Впервые появилась на театральной сцене в 1957 году вместе с отцом. С 1961 года выступала с Королевской шекспировской труппой. Редгрейв исполняла роли в шекспировских пьесах — Розалинды в «Как вам это понравится», Виолы в «Двенадцатой ночи», Клеопатры, леди Макбет, Катарины в Укрощении строптивой[1].

В кино Редгрейв стала известной после фильма «Морган: Подходящий случай для терапии» (1966). Актриса получила приз за лучшую женскую роль Каннского кинофестиваля[2], а также номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.

Другие известные картины раннего периода — «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони (1966), «Айседора» (1968) — о жизни балерины Айседоры Дункан, «Мария — королева Шотландии» (1971). За последние два фильма вновь выдвигалась на «Оскар» и «Золотой глобус».

В 1977 году Редгрейв играла вместе с Джейн Фондой в фильме «Джулия» режиссёра Фреда Циннемана. За эту роль она была удостоена премии «Оскар» в номинации «лучшая актриса второго плана». В том же году она продюсировала и озвучивала документальный фильм «Палестинец», в котором участвовала в сцене танца с автоматом Калашникова. В связи с этим организация «Лига защиты евреев» (фигурировавшая в отчётах ФБР как экстремистская и террористическая[3]) организовала пикеты во время церемонии вручении премии. Глава этой организации обвинял Редгрейв в поддержке палестинцев. Несмотря на присутствие на улице активистов JDL, Редгрейв во время получения «Оскара» в своей речи выступила с осуждением всех форм тоталитаризма и сказала, что ни её, ни Киноакадемию не запугает «кучка сионистских хулиганов, чьё поведение оскорбляет достоинство всех евреев»[4]. Её выступление было встречено «недоумённо открытыми ртами, возгласами неодобрения и хлопками».

Позднее Редгрейв исполняла роли в фильмах «Бостонцы» (1984) — номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», «Говардс Энд» (1992) — номинация на «Оскар», «Миссия невыполнима» (1996), «Уайльд» (1997), «Прерванная жизнь» (1999). Редгрейв продолжает играть в кино и театре.

Политическая деятельность

С начала 1960-х годов Редгрейв включилась в работу ряда общественных движений: за прекращение войны во Вьетнаме, ядерное разоружение, независимость Северной Ирландии, выезд советских евреев из СССР, независимое Палестинское государство; приходит в троцкистское движение. Редгрейв баллотировалась в парламент от троцкистской Рабочей революционной партии, которую поддерживал ливийский лидер Муаммар Каддафи. В 1990-х годах участвовала в создании Марксистской партии.

В 2002 году Редгрейв внесла залог в 50 тысяч фунтов стерлингов за освобождение чеченского сепаратиста Ахмеда Закаева. Его экстрадиции добивались российские власти, обвиняя последнего в терроризме, похищении людей и убийствах. В частности, Закаев обвинялся в организации захвата заложников во время мюзикла «Норд-Ост»[5][6]. Редгрейв выразила опасения за жизнь Закаева в случае его выдачи России[7]. Обосновывая свою поддержку вооружённого чеченского сепаратизма и отказ от поддержки вооруженных акций Ирландской республиканской армии, Редгрейв заявила, что «сравнить терроризм в Северной Ирландии с войной России против Чечни совершенно невозможно»[8].

В 2004 году Редгрейв вместе со своим братом основала Партию мира и прогресса[9] (Peace and Progress Party) и приняла участие в кампании протеста против войны в Ираке.

Личная жизнь

Была замужем за режиссёром Тони Ричардсоном в 1962—1967 годах, брак с которым распался из-за увлечения последнего французской актрисой Жанной Моро. От Ричардсона она родила двух дочерей: Наташу Ричардсон (1963—2009) и Джоэли Ричардсон, которые тоже стали актрисами. У Ванессы Редгрейв есть сын от Франко Неро, с которым она снималась в «Камелоте». В 2006 году актриса вышла за Неро замуж. Известен роман Редгрейв с актёром Тимоти Далтоном. Её сестра Линн Редгрейв и брат Корин Редгрейв также были актёрами, оба скончались от рака весной 2010 года.

Фильмография

Роли в кино

Озвучивание

Награды и номинации

Награда Год Категория Фильм/Постановка Результат
Оскар 1967 Лучшая женская роль Морган: Подходящий случай для терапии Номинация
1969 Лучшая женская роль Айседора Номинация
1972 Лучшая женская роль Мария — королева Шотландии Номинация
1978 Лучшая женская роль второго плана Джулия Шаблон:Победа
1985 Лучшая женская роль Бостонцы Номинация
1993 Лучшая женская роль второго плана Говардс Энд Номинация
BAFTA 1967 Лучшая женская роль Морган: Подходящий случай для терапии Номинация
1988 Лучшая женская роль второго плана Навострите ваши уши Номинация
2010 Academy Fellowship Шаблон:Победа
BAFTA TV 1967 Лучшая женская роль Шаблон:Победа
2003 Лучшая женская роль Черчилль Номинация
Золотой глобус 1967 Лучшая женская роль в комедии или мюзикле Морган: Подходящий случай для терапии Номинация
1968 Лучшая женская роль в комедии или мюзикле Камелот Номинация
1969 Лучшая женская роль в драме Айседора Номинация
1972 Лучшая женская роль в драме Мария — королева Шотландии Номинация
1985 Лучшая женская роль в драме Бостонцы Номинация
1987 Лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме Вторая подача Номинация
1989 Лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме Человек на все времена Номинация
1996 Лучшая женская роль в комедии или мюзикле Месяц у озера Номинация
1998 Лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме Крёстная мать Номинация
2001 Лучшая женская роль второго плана в мини-сериале, телесериале или телефильме Если бы стены могли говорить 2 Шаблон:Победа
2003 Лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме Черчилль Номинация
Эмми 1981 Лучшая женская роль в мини-сериале или фильме Тянуть время Шаблон:Победа
1986 Лучшая женская роль второго плана в мини-сериале или фильме Пётр Великий Номинация
Лучшая женская роль в мини-сериале или фильме Вторая подача Номинация
1991 Лучшая женская роль второго плана в мини-сериале или фильме Молодая Екатерина Номинация
2000 Лучшая женская роль второго плана в мини-сериале или фильме Если бы стены могли говорить 2 Шаблон:Победа
Премия Гильдии киноактёров США 2001 Лучшая женская роль в телефильме или мини-сериале Если бы стены могли говорить 2 Шаблон:Победа
2003 Лучшая женская роль в телефильме или мини-сериале Черчилль Номинация
2008 Лучшая женская роль в телефильме или мини-сериале Лихорадка Номинация
Тони 2003 Лучшая женская роль в пьесе Долгий день уходит в ночь Шаблон:Победа
2007 Лучшая женская роль в пьесе Год магического мышления Номинация
2011 Лучшая женская роль в пьесе Шофёр мисс Дэйзи Номинация

Примечания

Ссылки

Шаблон:Навигационный блок2 Шаблон:ВС