ФЭНДОМ

Шаблон:Однофамильцы Шаблон:Кинематографист

Джо́н Ма́йкл Турту́рро (англ. John Michael Turturro; р. 1957) — американский актёр итальянского происхождения, кинорежиссёр и сценарист.

Играя в основном беспокойных и нервных персонажей, Джон Туртурро стал одним из любимых актёров среди поклонников артхаусного кино[1]. Он активно сотрудничал с режиссёром Спайком Ли, приняв участие в его картинах: «Делай, как надо!», Шаблон:Нп3, «Девушка Номер 6», «Кровавое лето Сэма». А также, начиная с 1990-х годов, играл в фильмах братьев Коэн: «Перекрёсток Миллера», «Бартон Финк», «Большой Лебовски» и «О, где же ты, брат?». В 2000-х годах Туртурро принял участие в трёх частях успешного коммерческого проекта: «Трансформеры», «Трансформеры: Месть падших» и «Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны»[2].

В качестве режиссёра Туртурро снял четыре картины, а также был продюсером трёх художественных и одного документального фильмов[2].

Биография

Детство

Джон Туртурро родился 28 февраля 1957 года в Бруклине (город Нью-Йорк), в семье строителя-плотника Николаса Туртурро и джазовой певицы Кэтрин[3]. Мать Джона сицилианка из города Арагона, а отец в возрасте шести лет эмигрировал вместе с семьёй в США из итальянского города Джовинаццо[1]. Джон рос в семье вместе с двумя братьями Ральфом и Николасом, который также является актёром. В возрасте шести лет Джон вместе с семьёй переехал в Квинс, другой район Нью-Йорка.

Джон вырос на боксе и старых фильмах, которые он смотрел по телевизору. Его вдохновляли Кирк Дуглас, Берт Ланкастер и Зорро. В доме Туртурро всегда звучало пение мамы и старые истории отца о Сицилии, в этой атмосфере у Джона развился талант пародирования. Он изображал Джеймса Бонда и Эдварда Робинсона, а также пробовал свои силы в написании номеров, с которыми потом выступал на соседских вечеринках[3].

Туртурро закончил школу и поступил на актёрский факультет Шаблон:Нп3, после его окончания Джон получил степень по актёрскому мастерству в престижном Йельском университете. Но найти работу актёра было трудно, поэтому Джон подрабатывал барменом и рабочим на одной из строек Нью-Йорка вместе со своим отцом[3].

Первые работы в кино и театре

Первой работой в кино для Туртурро стала эпизодическая роль в оскароносной картине Мартина Скорсезе — «Бешеный бык»[4]. Следующую роль Джон сыграл в спектакле «Дэнни и глубокое синее море» знаменитого драматурга Шаблон:Нп3 в 1983 году. За неё он получил престижную премию «Obie Award» 1984 года. В том же году Туртурро дебютировал на Бродвее, в знаменитой постановке «Смерть коммивояжёра». Эта работа принесла Джону известность, которая позволила более часто сниматься в кино[3]. В 1984 году Туртурро сыграл эпизодических персонажей в двух фильмах Шаблон:Нп3[5] и Шаблон:Нп3[6].

В 1985 году Туртурро впервые снялся на телевидении, он сыграл роль в одном из эпизодов сериала «Полиция Майами»[7]. После этого последовала отлично исполненная роль ведущего в фильме «Отчаянно ищу Сьюзен» с Мадонной в главной роли[8]. Туртурро завершил год, снявшись в криминальной драме «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» вместе с Уиллемом Дефо и Уильямом Петерсеном[9].

Туртурро продолжил успешно завоёвывать популярность, и в 1986 году сыграл роль писателя в фильме «Ханна и её сёстры» Вуди Аллена, картина выиграла три Оскара[10][11]. Затем Джон сыграл эпизодические роли в комедийной драме Шаблон:Нп3[12] и романтической комедии Шаблон:Нп3[13]. Осенью 1986 года вышла новая картина Мартина Скорсезе «Цвет денег», в которой Туртурро сыграл одну из ролей второго плана[14].

Осенью 1987 года в прокат вышел фильм «Пять Углов», в этой картине Туртурро впервые сыграл роль, написанную специально для него. Джон сыграл психопата, который только что вышел из тюрьмы, где отбывал срок за изнасилование[15]. Позднее Джон отмечал, что это была хорошая роль, которая помогла ему обратить на себя внимание прессы, а также, что ему очень понравился сценарий, написанный Джоном Патриком Шэнли[2][3]. Той же осенью вышла картина «Сицилиец», которая была снята по мотивам романа Марио Пьюзо, Туртурро сыграл в ней одного из итальянских мафиози[16].

Спайк Ли и Братья Коэн

На Туртурро обратил внимание молодой режиссёр Спайк Ли, он пригласил Джона сыграть роль расиста в своём новом фильме «Делай, как надо!» (1989)[17], а затем и в следующей своей картине «Блюз о лучшей жизни» (1990)[18]. В 1990 году на экраны вышел криминальный триллер «Состояние исступления», Туртурро снялся в нём вместе с блестящим актёрским составом: Шоном Пенном, Гэри Олдмэном и Эдом Харрисом[19]. Джон сыграл свою первую главную роль в современной интерпретации Шекспировского Макбета картине «Люди, достойные уважения»[20]. В том же году Туртурро пригласили сыграть одну из важных второстепенных ролей в оскароносном фильме братьев Коэн «Перекрёсток Миллера»[21]. Джоэл Коэн впервые увидел Джона на курсах актёрского мастерства в Йельском университете, куда он ходил на выступления своей невесты. После съёмок в фильме Дэнниса Хоппера «Отступник» Туртурро рассказывал, что это был интересный опыт для него, так как режиссёр давал большую свободу действий для актёров[3].

Туртурро сыграл главную роль в картине братьев Коэн «Бартон Финк», которая вышла летом 1991 года[22]. Действие фильма разворачивается в 1941 году, главный герой, которого сыграл Джон, это молодой писатель, получивший заказ на сценарий для фильма о реслере. Но по ходу работы он впадает в творческий ступор, а всё вокруг превращается в сюрреалистический кошмар. За эту работу Туртурро получил «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале[23], весь актёрский состав удостоился хороших отзывов от критики[24]. В фильме «Тропическая лихорадка» (1991) Джон продолжил своё сотрудничество со Спайком Ли, он сыграл роль итальянца Поли[25]. В конце трудного года Туртурро вернулся на сцену, сыграв главную роль в спектакле «Карьера Артуро Уи» (Шаблон:Нп3, автор пьесы — Бертольт Брехт[3]).

В апреле 1992 года вышла комедия «Недоумки», Джон сыграл главную роль адвоката Роланда Флэкфайзера[26]. В том же году Туртурро снял свой первый фильм в качестве режиссёра, драма «Мак» удостоилась кинонаграды «Золотая камера» на Каннском кинофестивале, а также номинировалась на премию «Независимый дух»[27].

Туртурро сыграл роль еврейского гения в недооценённой картине Роберта Редфорда «Телевикторина» (1993)[28], эта работа принесла ему номинацию на премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана. В своих интервью Джон отмечал, что хотел бы ещё поработать вместе с Редфордом[3]. В том же году Туртурро снялся в комедии Шаблон:Нп3[29], а также в провальной драме «Быть человеком»[30].

В мае 1995 года на экраны вышел фильм «Найти и ликвидировать», в этой картине Туртурро работал с блестящим актёрским составом: Деннисом Хоппером, Мартином Скорцезе, Кристофером Уокеном и Итаном Хоуком[31]. В мелодраме «Сумасшедшие герои» (1995) Туртурро сыграл роль мужа, у жены которого обнаружили рак[32]. Осенью того же года вышел новый фильм Спайка Ли Шаблон:Нп3 и вновь уже известный режиссёр пригласил Джона принять участие в картине. Туртурро сыграл роль детектива отдела убийств, работающего в гетто[33].

Сыграв главную роль в комедии «Лунная шкатулка» (1996), Туртурро удостоился лестных отзывов от критиков[34]. Многие люди всё ещё ассоциировали Джона с его прежними персонажами людей со взрывным нравом и характером, но новые работы Туртурро способствовали рассеиванию этого стереотипа[3]. В музыкальной комедии Шаблон:Нп3 Джон сыграл роль продюсера Джоэла Миллнера[35].

Туртурро похудел на 13 кг, чтобы сыграть роль итальянского писателя, пережившего холокост, в картине Шаблон:Нп3[36]. Осенью 1997 года на экраны вышел ничем не примечательный боевик «Lesser Prophets», в котором Джон сыграл одну из главных ролей[37].

В 1998 году Туртурро принял участие в спектакле «В ожидании Годо», который поставили в театре Шаблон:Нп3. Затем на экраны вышел фильм Шаблон:Нп3 — вторая работа Туртурро в качестве режиссёра, он же сыграл в ней главную роль[38]. В картине Спайка Ли «Его игра» (1998) Джон предстал в образе главного тренера баскетбольной команды[39]. Туртурро сыграл главную роль в комедийной драме «Гараж» (1998)[40]. В картине «Шулера» (1998) Джон снялся вместе с молодыми звёздами кино Мэтом Дэймоном и Эдвардом Нортоном, а также уважаемым актёром Джоном Малковичем[41]. В этом же году Туртурро сыграл одну из своих самых эксцентричных ролей, в культовой комедии братьев Коэнов «Большой Лебовски» он предстал в образе местного игрока в боулинг по имени Иисус[3][42].

Тим Роббинс пригласил Туртурро принять участие в его авторской картине Шаблон:Нп3 (1999)[43]. В криминальной драме Спайка Ли «Кровавое лето Сэма» Джон озвучил Харви Чёрного Пса[44].

2000-е годы

В неожиданно успешном мюзикле братьев Коэнов «О, где же ты, брат?» (2000) Туртурро сыграл роль одного из трёх заключённых, сбежавших из тюрьмы в 1930-е годы, других двух сыграли Тим Блейк Нельсон и Джордж Клуни. В другом музыкальном фильме «Человек, который плакал» (2000) Джон предстал в образе знаменитого оперного певца Данте. Туртурро сыграл эксцентричного, но гениального шахматиста в фильме, снятом по мотивам книги Владимира Набокова «Защита Лужина» (2000).

В начале 2000-х годов Туртурро начал сотрудничество с актёром и продюсером Адамом Сэндлером, он принял участие в таких проектах Сэндлера, как «Миллионер поневоле» (2002), «Управление гневом» (2003), «Не шутите с Зоханом» (2008). В это время Джон сосредоточился на игре в коммерческом кино, он снялся в боевике «Возмещение ущерба» (2002) вместе с Арнольдом Шварценеггером. Но он не забывал и про свою давнюю дружбу со Спайком Ли, Туртурро принял участие в комедии Шаблон:Нп3, Джон сыграл итальянского мафиози. Впервые после долгого периода времени Туртурро снимался в роли представителя коза ностры, он отказывался от таких ролей, потому что хотел уйти от этого образа, но не смог отказать Ли.

В 2004 году на экраны вышел триллер по роману Стивена Кинга «Тайное окно», Туртурро сыграл одну из главных ролей вместе с Джонни Деппом. Джон снял свой третий фильм — «Любовь и сигареты» (2005).

Фильмография

Актерские работы

Телевидение

Режиссёр

Сценарист

Продюсер

Аудиокниги

  • 2007 — World War Z, в роли Serosha Garcia Alvarez

Награды и премии

Примечания

Ссылки

Шаблон:Фильмы Джона Туртурро Шаблон:Премия «Эмми» в категории «Лучший приглашённый актёр в комедийном телесериале» 2001—2020 Шаблон:Библиоинформация